Военно-историческая

и не только

МИНИАТЮРА СВОИМИ РУКАМИ.

Последние обсуждения на форуме:

Покраска фигур модельными краскам

Советы! Техника! Маленькие хитрости!!

Вступление

Как вам известно, акриловые краски в нашем хобби используются уже давно. Между тем, в последние пару лет, все больше и больше моделистов отдают предпочтение акрилу, и мы наблюдаем не только увеличение числа работ выполненных акрилом, но и повышение качества покраски миниатюр. Краска завоевывает все большую популярность благодаря тому, что она безопастна и проста в обращении.

В журналах, месяц за месяцем, мы восхищенно разглядываем фотографии великолепно покрашенных акрилом миниатюр, а так же читаем статьи, написанные лучшими миниатюристами, в которых они делятся советами и рецептами обращения с акрилом. Между тем, мне кажется, что в рубриках по покраске образовался существенный пробел, относящийся к описанию всех аспектов покраски миниатюр. Необходимость заполнить существующий вакуум и подвигла меня на написание данной статьи. Я постараюсь описать основные принципы и объяснить как можно более полно основные приемы работы с акрилатными красками.

Может сдаться, что многим содержание последующих страниц покажется элементарщиной. Я же считаю, что лучшими миниатюристами становятся те, кто хорошо понимает основы. С другой стороны - это обучающая статья, а в обучении нельзя продвигаться быстрее, чем самый медленный ученик. Ну а теперь краски в руки и начнем, пожалуй.

Необходимые принадлежности

Как любой другой тип краски, акрил требует к себе особенного подхода. Для того, что бы быть готовым во всеоружии, нам понадобятся всего несколько предметов. К предметам первой необходимости относятся:

Кисти

Как говорят англичане: «Мы не такие богатые люди, что бы покупать дешевые вещи». Качество вашей работы напрямую зависит от качества художественных принадлежностей. Кисти Winsor and Newton Series 7 (в прошлом, Серия 12) как стандартной длины, так и мини – самый лучший выбор из круглых кистей. Серия 7 стоит несколько дороже других кистей, но если за ней правильно ухаживать, то кисть прослужит дольше и лучше чем любая другая.

Вам так же понадобится хорошая плоская кисть из ворса колонка для покраски больших поверхностей. Большинство производителей предлагают, по меньшей мере, одну серию таких кистей и большинство из них довольно хорошего качества.

Что касается размеров кисти, то минимально практичный размер должен быть № 0, так как именно он позволяет взять достаточно краски и сохраняет острый кончик для работы над мелкими деталями. Кисти меньшего размера впитывают слишком мало краски и к тому моменту, когда вы готовы красить, краска на кончике уже успевает высохнуть. Вместо удовольствия покраска превращается в пытку. Если только вы не красите большие по площади поверхности, вам будет достаточно запастись круглыми кистями № 0, 1 и 2, а так же плоской № 4 для того, что бы красить любые фигурки от 54 до 120 мм.

Важно запомнить, что по своей сути акрил губительно сказывается на кисти. Вы должны очень тщательно и как можно чаще промывать вашу кисть во время покраски. После окончания покраски тщательно вымойте кисти качественным растворителем, что бы избавиться от краски набившейся в пучок и обойму. По этому поводу в журнале Historical Miniature magazine № 16 есть очень поучительная статья написанная Бобом Ни (Bob Knee). Кисти, предназначенные исключительно для акрила, стоит держать отдельно, ведь даже небольшое количество эмали или масла может испортить кисть. Неплохо было бы использовать дешевую кисть для разведения и смешивания красок, так как данные процессы изнашивают кисти. Дорогие кисти стоит использовать только для покраски.

Ткань х/б:

Ее вы будете использовать очень часто, слегка смоченную, без хлопкового пуха, например старую майку или полотенце. Так же можно использовать бумажное полотенце, но только не дающее бумажной пыли. Единственный недостаток его – быстрый износ от долгого употребления.

Палитра:

удобная по размеру пластмассовая или аллюминивая палитра с углублениями – обязательный предмет для работы с акрилом. Палитры недороги и позволяют держать все в порядке. Что касается меня, то я прокладываю мою палитру аллюминивой фольгой, так как мне совсем не улыбается мыть ее после каждого сеанса покраски. Каждый поступает так как ему удобно.

Емкость для воды:

Простой стакан или устойчивый керамический сосуд полный чистой воды, так как вам придется часто мыть кисть. Запомните, что во время сеанса покраски, воду нужно менять как можно чаще. Краска после мытья кисти превратит воду в смесь нескольких цветов, поэтому ее нужно менять, что бы не испортить не только палитру, но и миниатюру

Пипетка:

Необходимо иметь пипетку для закапывания в глаза или пустой пузырек, при помощи которого можно добавлять воду точно по капле.(Vallejo Acrylics продаются в пузырьках со специальной насадкой-пипеткой).

Вода:

Вот уж на чем не стоит экономить. В большинстве городов водопроводная вода после высыхания оставляет белесый осадок. Зная, что в воду добавляют кучу всяких химикатов, я предпочитаю использовать исключительно дистилированную воду для моих покрасочных нужд.

Полистирол:

Небольшой кусок загрунтованного полистирола представляет собой прекрасный «полигон» для пробы пера: для простых упражнений по технике покраски и для отработки основных навыков.

Рабочая фигурка:

Что бы проиллюстрировать приемы покраски я использую фигурку собранную мной из запчастей. Моей целью является демонстрация описанных ниже основ техники работы с акрилом, а не покраска какой-то определенной униформы. Как только вы поймете принципы, настанет ваша очередь опробовать их на какой-нибудь специально отобранной для этой цели фигурке. Попробовав тот или иной метод, вы можете смыть краску и начать покраску снова. В любом хобби магазине можно недорого приобрести неплохие фигурки, которые позволят вам экспериментировать и совершать ошибки. Это избавит вас от душевных мук и не обременит ваш бюджет.

Акриловые краски Vallejo Model Colors

Для данной статьи я выбрал три краски: 922 U.S. Uniform Green, 952 Lemon Yellow и 980 Black Green, что бы на их примере объяснить технику пользования акрилом. Ниже, в таблице № 1 приведены цветовые комбинации на базе других цветов.

Как пользоваться акрилом Vallejo

Акрил Vallejo появился на рынке сравнительно недавно и завоевал популярность благодаря тому, что производитель избавился от проблем присущих акрилатной краске других фирм. Краска на 100% растворяется в воде, дает исключительно матовую повехность, бысто сохнет, с высоким содержанеим пигмента, обладает высокой укрывистостью (что хорошо при исправлении любых ошибок), плюс продается в пузырьках, из которых краску можно выдавливать небольшими порциями, по капле за раз.

После того, как вы закончили покраску, краска на носике пузырька засыхает, образуя пробку, недопускающую проникновение воздуха в пузырек.

Гамма Vallejo насчитывает более 200 разных цветов, лаков, растворителей, glazes, металликов и флорессентов и позволяет, как вы сами понимаете, не только грунтовать модели. Даже если вы бескомпромисный фанат эмалей или масляных красок, вам стоит просто попробовать акрил. Вы сами увидите, что акрил бесподобен для некоторых нужд, и с его помощью можно добиться поразительных результатов. Несмотря на то, что я продолжаю использовать эмаль и масло для покраски некоторых частей моих фигурок, большинство моих методов поменялись, так как с акрилом я стал способен добиваться гораздо лучших результатов.

Как с любой другой краской, правильный подход – это краеугольный камень красиво покрашенной фигурки. Истина именно в этом! Теперь же, когда мы приготовили все необходимое и выбрали краски, давайте рассмотрим поэтапно основные моменты процесса покраски.

Планирование

Перед тем как взять в руки кисти, необходимо четко представьте себе цель или результат, которовог вы хотите добиться на данном этапе. Подберите необходимые краски и инструменты и внимательно изучите фигурку. Рассмотрите как следует все детали фигурки, а так же местоположение и форму основных темных и светлых зон. Перед тем как начать, потренируйтесь на куске полистирола и, главное, никогда не торопитесь.

Подготовка краски

Встяхните пузырек с краской

Чего? Чего??? Вы бы удивились, если бы узнали, сколько людей пропускают данный этап, а позже жалуются, что из пузырька льется только прозрачная жидкость и хлопья краски! Не стоит отчаиваться, просто встряхните краску, энергично постучав дном пузырька о ладонь, и удостоверьтесь, что вы тщательно перемешали все содержимое пузырька. А теперь приготовьте палитру и перейдем к следующему этапу.

Разведение краски

Красить «сильно разведенной краской» - вот основной секрет работы с акрилом Vallejo. Краска прямо из пузырька слишком густа для большинства операций и различная степень разведения просто необходима для реалистичной покраски. Как уже упоминалось выше, для разведения я использую только дистилированную воду. Для того, что бы иметь ориентир, я добавляю определенное количество капель воды в каждую каплю краски. Таким образом, мы имеем «коэффициент разведения», где первая цифра обозначает соотношение долей краски к долям воды (например, 1:1, 1:2, 1:3 и т.д.). Объем воды будет разным для каждой ситуации. Ниже приведены три основных коэффициента разведения краски с описание соответствующего использования:

1:1 минимальный коэффициент, который используется для наложения базового цвета. Отличается высокой степенью укрывистости.

1:2 тонкий слой краски. Используется в работе с аэрографом, для подводки и проработки мелких деталей. Тонкий, но непрозрачный слой краски.

1:5 минимум для высветлений и затемнений. Прозрачный слой, через который видно базовый цвет.

Необходимо отметить, что вышепреведенные примеры не являются ни единственно правильными, ни идеальными. Только практика и опыт позволят вам приобрести навыки и выработать ваш собственный стиль.

Когда вы начнете красить, обратите внимание на тот факт, что краска начнет засыхать на палитре. Как только вы увидите это, добавьте необходимый объем воды или краски для поддержания заданной консистенции и коэффициента разведения. Это очень важно, так что держите ухо востро. Добавив небольшое количество Vallejo #587 Slow Dry (увлажнитель), вы можете приостановить процесс высыхания краски и тем самым увеличить время для работы.

Подготовка фигурки

Как только фигурка собрана и подготовлена к покраске, наступает время заложить фундамент правильной покраски, путем нанесения грунтовки и наложения основного цвета. Данный этап прост и не должен вызвать осложнений.

Правильно было бы грунтовать все фигурки и металлические и эпоксидные. Несмотря на то, что грунтовка эпоксидных фигур необязательна, она позволяет выявить все недочеты, невидные на неокрашенном материале. Так же грунтовка дает гладкую поверхность, удобную для наложения краски. Грунтовать необходимо в один прием, предпочтительно из аэрографа, покрывая поверхность одинаковым тонким слоем краски. Затем оставьте фигурку сохнуть в течении 24 часов. Vallejo производит свою собственную грунтовку № 919 Foundation White. Я лично ей не пользуюсь, но если вам нравятся белые грунтовки, то она для вас.

Как только грунтовка высыхает, наступает время для нанесения основного цвета (ОЦ) или цветов. В качестве ОЦ постарайтесь выбирать промежуточные тона, что даст вам достаточно свободы в работе с высветлениями и тенями, для поддерживания правильного баланса между ними. Пользуйтесь широкой, по возможности плоской кистью для того, чтобы наложить несколько тонких слоев краски (коэффициент разбавления 1:1). Оставьте фигурку сохнуть в течение 3 часов, перед тем как снова начать работать с ней.

Наложение краски

До того, как мы перейдем к изучению каких бы то ни было приемов покраски, необходимо научиться правильно накладывать разведенную краску. Это так называемый «контроль кисти», самое важное, что нужно знать при работе любым типом краски. Когда дело касается разбавленной акриловой краски, контроль – особенно важный фактор. Когда вы обмакиваете кисть в сильно разведенную краску, ворс вбирает в себя чересчур большое количество краски. Этот излишек – грабли за ближайшим углом, беда знакомая многих моделистов. Вы увидите, как краска бурным потоком растекается на тщательно покрашенной поверхности, только тогда, когда кисть дотронется до загрунтованной поверхности или частично покрашенной фигурки.

В следующий раз, обмакнув кисть в краску, промокните ее о кусок ткани, что бы избавиться от излишка краски. Не волнуйтесь, если увидите большое расплывающееся пятно краски на салфетке, ворс удержит достаточно краски. Данная операция позволит вам удержать в кисти только необходимое количество разведенной краски, которую вы легко сможете нанести на фигурку. С другой стороны, промакивая кисть о салфетку, вы избежите проблемы присущей при работе с эмалями и маслом: раздвоения кончика кисти.

Иногда приходится проводить кистью по ткани более одного раза, в зависимости от того насколько разбавлена краска. Если же, промакивая кисть, вы разворошите кончик кисти, просто поправьте кончик, несколько раз осторожно перекатя его по салфетке.

Самое главное, после того как вы избавитесь от лишней краски, опробовать кисть на бумаге, дабы быть уверенным, что это та самая консистенция, которая вам нужна. В зависимости от результата, можно добавить либо больше воды, либо больше краски. Не забудьте снова опробовать кисть на бумаге. Многие моделисты пропускают данный этап и портят фигурку.

Упражнения по покраске

Я никого не призываю верить мне на слово, обязательно попробуйте сами! На палитре положите по капле краски в три ячейки и добавьте воду, чтобы получить пропорции описанные выше. Теперь попробуйте обмакнуть кисть в краску, избавьться от излишка на салфетку и нарисовать несколько тонких линий на рабочей поверхности. Следите за тем, насколько вы контролируете кисть и конечный результат. Постарайтесь добиться ровных одинаковых линий, удаляя по необходимости лишнюю воду. Поэксперементируйте и понаблюдайте за результатами, которые дает краска разной консистенции. Не забывайте мыть кисти каждый раз перед тем, как пользоваться другой краской и проверяйте кисть на бумаге перед тем, как нанести краску на фигурку.

Методы нанесения краски

Теперь, когда вы знаете, как разводить краску и наносить ее на фигурку, рассмотрим разные методы покраски.

Есть много способов покраски миниатюр, каждому из которых присуща своя собственная техника. Между тем важнейшей часть любого метода является плавный переход от одного оттенка к другому. Именно это позволяет добиться наибольшего реализма. Переход от одного оттенка к другому носит название «Размывка» и служит одной цели: размыть границу соседствующих тонов, делая переход от одного к другому более мягким. В случае с маслом или эмалями это происходит путем диффузии: физического смешения двух оттенков в месте их соприкосновения (диаграмма 1а).

Что касается акрила, как например Vallejo, размывка, преимущественно, являет собой визуальный эффект, а не физический процесс диффузии (диаграмма 1б). Акрил сохнет слишком быстро и не позволяет смешивать краски также легко, как масло или эмали. Этот факт и является главным различием между использованием акрила и других видов краскок. В принципе в редких случаях, увеличив период высыхания, метод диффузии возможен и при работе с акрилом. С другой стороны, акрил есть акрил и эффект размывки должен достигаться путем визуального эффекта. Этот эффект достигается при помощи двух, нижеприведенных методов.

Наслаивание

Наслаивание – это последовательное наложение слоев краски в определенном месте. Краска может быть:

Непрозрачной: используется, когда есть необходимость в единообразном покрытии поверхности одним цветом. Лучше всего это достигается наложением нескольких тонких слоев краской разведенной в пропорции 1:1 или 1:2. Используется для нанесения базового цвета и покраски узоров и деталей.

Прозрачной: используется, когда нужно постепенно добиться какого-нибудь эффекта при работе одной краской, при этом нижние слои видны через прозрачные верхние слои краски. Используется при тонировании, высветлении, затемнении и оконтуривании. Коэффициент разведения 1:5 и выше.

Градация

Градация представляет собой последовательное наложение все меньших по площади прозрачных слоев краски. Это делается для того, что бы добиться визуального эффекта «размывки» последующего слоя в предыдущем. Секрет состоит в том, что каждый последующий слой немного светлее или темнее чем предыдущий. В основном к данному способу прибегают при высветлении или затемнении. Коэффициент разведения 1:5 или выше, в зависимости от ситуации.

Светотени

Теория передачи игры света и теней слишком обширный сюжет, который невозможно полностью осветить в рамках данной статьи. Тем, кто интересуется данной темой, я советую обратиться к источникам, в которых данная тема прекрасно раскрыта. Например, книга “Building and Painting Scale Figures” написанная Шепердом Пейном (Sheperd Paine), глава 3. Тем временем мы сосредоточимся на практической стороне вопроса, о которой вы уже должны иметь примерное представление. Высветление и затемнение на фигурке возможны при помощи комбинации двух методов, градации и наслаивания, в один несложный процесс

Высветление

Обычно высветляются наиболее выступающие участки на фигурке, куда более всего падает свет. При работе акрилом, высветления делаются в первую очередь. Причина заключается в том, что темной краской легче закрасить и подретушировать ошибки, допущенные при высветлении.

Диаграмма № 4: высветления

Смесь для высветления готовится путем добавления небольшого количества более светлой краски к ОЦ, правильно разбавляя ее (минимум 1:5). Вначале краска заданной яркости наносится на самый большой участок поверхности соответствующий нижней границе светлой зоны. Затем, добавив небольшое количество высветлителя к предыдущей смеси, красим несколько меньший участок, процесс повторяется до тех пор, пока не достигнут задуманный результат. В зависимости от места на фигуре и задуманного эффекта, степень высветление может варьироваться от наложения одного, чуть более светлого тона, до наложения множества все более светлых оттенков, вплоть до чистой краски, которую вы используете для высветления.

Затемнение.

Как видно из названия, затемняются те места, на которые свет падает меньше всего или туда, где требуется немного подчеркнуть форму. Затемнение производится после того, как закончено высветление.

Диаграмма № 5: Затемнения

Схема работы с тенями схожа с осветлением, только в данном случае, к ОЦ добавляются все более темные цвета, для того, чтобы создать теневую градацию. Работа над тенями требует очень разведенной краски и, обычно, накладывается не более трех слоев, в зависимости от требуемой глубины теней. Запомните, что краска должна быть очень сильно разведенной. Это позволит постепенно создать все более глубокую тень, вместо того чтобы наложить один, но толстый слой, что может привести к закрашиванию не только деталей, но и базового цвета. Начните с коэффициента 1:8 или выше и не забудьте удалить за несколько подходов лишнюю краску при помощи тряпки или салфетки.

Запомните, что в основе работы над светотенями лежит ваш персональный стиль, опыт и знание теории покраски. Вместе с тем, хороших результатов в покраске акрилом можно добиться лишь опираясь на трех китов:

Таблица № 1 – Смеси на основе одной краски для высветления и затемнения

1. Правильный подбор цветов.

Еще раз я хотел бы подчеркнуть, что хороший результат достигается правильным подбором сочетаемых цветов и зависит от подходящего основного цвета. Это значит, что для поддержания цветовой гармонии, если только вы не стремитесь передать какой-то особенный эффект на фигурке, ОЦ должен быть виден сквозь все слои в затемненных и высветленных местах. Для того, что бы вам было с чего начать, я включил в статью таблицу. В ней представлены смеси для высвеетления и затемнения на основе добавления всего одного дополнительного цвета. Вам стоит поэксперементировать с нижеприведенными смесями, для того, чтобы набить руку.

2. Как при высветелении, так и при затемнении, количество слоев краски зависит от цвета.

Все зависит от размера и формы участка, который красится. На большом и плоском участке необходим плавный переход между оттенками, так же как и наложение большего количество слоев краски. На маленьких же и глубоких участках, как-то складки или морщины, переходы между светом и тенью будут более резкими, и будут передаваться всего несколькими слоями краски.

3. Правильное наложение светотеней на всей поверхности фигурки.

Даже если вы накладываете всего несколько слоев, это требует точности и терпения. Всегда нужно знать, когда необходимо остановиться. Каждый раз перед покраской внимательно изучите фигурку под зенитально падающим светом. Это позволит вам определить все выпуклые и плоские места, которые образуют светотени. Далее вам останется только подчеркнуть их.

Основной ЦВЕТСВЕТТЕНЬ
922 US Uniform Green 909 Vermillion Red 856 Ochre Brown
952 Lemon Yellow 851 Deep Orange 948 Golden Yellow
980 Black Green 908 Carmine Red 983 Earth
975 Military Green 851 Deep Orange 992 Neutral Gray
850 Vallejo Olive 911 Light Orange 951 White
980 Black Green 909 Vermillion Red 862 Black Grey
850 Vallejo Olive 911 Light Orange 830 Field Gray
915 Deep Yellow 915 Deep Yellow 886 Green Gray
975 Military Green 851 Deep Orange 979 Dark Green
915 Deep Yellow 844 Deep Sky Blue 886 Green Gray
951 White 951 White 971 Green Gray
981 Orange Brown 965 Prussian Blue 830 Field Gray
981 Orange Brown 965 Prussian Blue 871 Leather Brown
915 Deep Yellow 901 Pastel Blue 977 Desert Yellow
940 Saddle Brown 898 Dark Sea Blue 822 Black Brown
940 Saddle Brown 901 pastel Blue 921 English Uniform
981 Orange Brown 951 White 917 Beige
985 Hull Red 899 Dark Prussian Blue 871 Chocolate Brown
875 Beige Brown 846 Mahogany Brown 988 Khaki
917 Beige 929 Light Brown 976 Buff
984 Brown 872 Chocolate Brown 941 Burnt Umber
984 Brown 872 Chocolate Brown
875 Beige Brown 875 Beige Brown
822 Black Brown 822 Black Brown
908 Carmine Red 843 Cork Brown
956 Light Orange 847 Dark Sand
926 Red 826 Medium brown

Дополнительные приемы

После того, как нанесены основные светотени, настало время для нескольких последних штрихов, которые подправят кое-какие детали и смягчат контрасты между оттенками. Акрил позволяет добиться прозрачности и яркости цвета, что делает его идеальной краской для тонировки, оконтуривания и окантовки.

Тонирование.

При покраске акрилом иногда создается впечатление, что светотени получаются словно окоченевшими. В этом случае необходимо небольшая поправка в цвете или легкое изменение тона. В таких случаях моделисты прибегают к тонировке, что ни что иное, как наложение слоя сильно разведенной прозрачной краски. Тонирование смягчает резкий контраст между тонами. Для тонировки разбавьте краску в пропорции 1:12 и не забывайте промокнуть кисть.

Оконтуривание.

Оконтуривание – это наложение тонкой темной непрозрачной линии для разделения разных участков и выделения деталий (швов, карманов, клапанов и т.д.). Тонкая линия рисуется самым темным, для этого участка, цветом. Краска разводится в пропорции 1:2 с последующим добавление все большего количества краски для постепенного достижения нужной глубины.

Окантовка.

Несмотря на то, что окантовка не так широко известна, как оконтуривание, с ее помощью можно достичь великолепных эффектов, если ею уметь пользоваться. Метод схож с оконтуриванием и состоит в наложении светлых линий по контуру деталей. Тем самым детали выступают еще больше. Разведенная краска доводится до пропорции 1:2, что позволяет постепенно дойти до нужного эффекта.

Заключение

Ну вот вроде и все, между тем, можно написать целую книгу о правилах покраски фигурок акрилом. Статья же включает в себя лишь основные приемы работы и как вы могли констатировать, акрил не так уж тяжел в работе. Практика и опыт – вот ключ к успеху. Надеюсь, что вышеприведенные советы помогут вам начать работать с акрилом Vallejo Model Colors или, по меньшей мере, заложат фундамент для эксперимента и позволят пойти дальше. Совсем не обязательно становиться фанатом акрила. Каждый тип краски обладает своими преимуществами, и каждый из нас должен решить для себя, краски какого типа для достижения каких эффектов он будет использовать. Пусть акрил станет просто еще одним инструментом для достижения мастерства. Я же советую вам просто попробовать акрил, и уверен, что вы не будете разочарованы.

Данная статья была опубликована двумя частями в журнале «Historical Miniatures magazine» N19 и 20.

R&K Productions
6080 Sunnycrest Drive
Agoura Hills, CA 91301-3846
Phone (818) 991-9044
Fax (8189 991-9585

E-mail: rkprod@earthlink.net

Комментарии переводчика.

Правильно название фирмы произносится как [ВАЙЕХО]. В испанском языке двойная ll произносится как Й и J, как Х.

Ниже приведены некоторые термины и их расшифровка. Буду благодарен, если читатели смогут добавить что-то еще.

ПЛАВЬ, ПЛАВИ

В иконе - живопись "плавями", т. е. один из приемов исполнения лиц (и других открытых частей тела), отличавшийся плавными переходами от темных частей к светлым. В масляной живописи - наслоение, сплавление (по принципу высветления) тончайших слоев краски. Это также относится в первую очередь к изображению лиц и открытых частей тела.

ПРОПИСКИ

В технике масляной живописи: основной этап исполнения крупного полотна, который следует за подмалевком (см.), предшествуя лессировке (см. "многослойная живопись"). Количество прописок зависит от хода работы художника; каждая из них завершается полным просыханием краски. В широком и неточном смысле слова прописками иногда называют и подмалевок, а также любую переработку уже законченного полотна или его детали (включая даже неавторские записи - см. поновления).

ТОНИРОВКА

В технологии изобразительного искусства: 1) подцветка поверхности художественного произведения (или его материалов) со специальной целью. В скульптуре чаще всего тонируют гипсовые слепки - нередко ради подражания другому материалу. Наименование патинировки носит тонировка бронзовой отливки под старую бронзу химическими средствами. 2) в реставрации масляной живописи: тонирование подведенного реставрационного грунта в местах утрат красочного слоя.

ФЛЕЙЦ

(от нем. Floz - слой, пласт). В живописи: кисть из мягкого волоса, с тупым концом, предназначающаяся для выполнения незаметных переходов из тона в тон и для лессировок. В настоящее время в процессе живописи флейц почти не употребляется. В реставрации: флейц используется для покрытия картины лаком.

ФОН

(франц. Fond - букв. "дно", "глубинная часть"). Любая часть изобразительной или орнаментальной композиции по отношению к включенной в нее "выступающей" (в особенности первопланной) детали. Неизобразительный фон (обычно в портрете) называется нейтральным.

Материал взят с сайта www.acrylicosvallejo.com

Перевод: Александр Хохряков